Сегодня 15.12.2017
Главная / В помощь работодателю / Памятка для работодателей при проведении проверок органами надзора и контроля

Памятка

для работодателей при проведении проверок органами надзора и контроля



Порядок проведения проверок регулируется федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-ФЗ от 8 августа 2001 года с последующими изменениями и дополнениями (далее «Закон»).

Отдельным документом – приказом Министра внутренних дел России №665 от 12.08.2005 г.(зарегистрирован в Минюсте РФ 19.08.2005 г.) утверждена новая редакция «Инструкции о проведении проверок организаций и юридических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее «Инструкция).

Данные документы можно найти для более детального ознакомления в электронных системах «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс» и других.

 

Общие требования к проведению проверок.


Согласно Закона, представитель органа надзора и контроля должен предъявить руководителю предприятия:

1. Приказ (распоряжение), либо заверенную копию его, где должны быть указаны:

- номер и дата издания приказа (распоряжения);

- наименование органа государственного контроля (надзора);

- наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, где будет проводиться проверка;

- вид и предмет проверки (плановая, внеплановая - целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.)

- должностное лицо (лица), проводящее проверку;

- время начала и окончания проверки;

2. Удостоверение должностного лица (лиц), проводящего проверку. Такое удостоверение подтверждает принадлежность должностного лица к органу надзора и контроля и то, что именно это лицо указано в предъявленном приказе о проверке. Сразу следует отметить, что в силу названного закона никакие внештатные инспектора, специалисты не имеют права проводить проверки и не должны допускаться на предприятие.

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в 3 года, внеплановые проверки временным сроком не ограничены, поэтому нужно внимательно относиться к её целям, которые должны быть указаны в приказе о проверке. Любая проверка должна проводиться в присутствии руководителя предприятия или уполномоченного им лица. Работодатели обязаны вести учет проверок в специальном журнале.

По результатам проверки обязательно составляется акт, в котором указывается: место, срок, дата проверки, где она проводилась, что проверялось, представители предприятия, участвующие в проверке, выявленные нарушения с указанием конкретных фактов нарушений и какие требования законодательства нарушены. К акту могут прилагаться документы, объяснения, иные материалы. Акт подписывается лицом (лицами) проводящим проверку, с ним под роспись должен быть ознакомлен работодатель или его уполномоченный представитель. В случае отказа работодателя от росписи, об этом делается соответствующая отметка в акте. Один экземпляр акта вручается работодателю (либо отправляется по почте с уведомлением), второй остается в органе, проводящем проверку. В случае выявления нарушений может выдаваться предписание об их устранении, может также составляться протокол об административном правонарушении.

Иногда встает вопрос: можно ли уклониться от проверки при соблюдении органом надзора и контроля вышеназванных условий? Нежелательно, поскольку Кодекс об административных правонарушениях РФ установил административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности органов надзора и контроля, неисполнение их предписаний, непредоставление соответствующих документов или их искажение.

Таким образом, основные права и обязанности работодателя при проведении проверок сводятся к следующим:

Права:

- не допускать к проверке без приказа о её проведении с вышеназванными требованиями к нему и удостоверения лица, её проводящего;

- не предоставлять информацию и документы для целей, не указанных в приказе о проверке, либо не относящиеся к компетенции этого органа надзора и контроля;

- знакомиться с материалами проверки, давать на них объяснения, вносить замечания;

- обжаловать материалы проверки руководителю органа надзора и контроля, либо в суд.

Обязанности:

- не препятствовать проводимой с соблюдением требования Закона проверке, предоставлять необходимые материалы и документы;

- исполнять предписания и предложения по устранению нарушений;

- уплачивать наложенные при проведении проверки административные взыскания (ели они не обжалованы);

- вести журнал учета мероприятий по контролю.

Надо отметить, что вышеназванные требования не распространяются на органы налогового, валютного, банковского, таможенного и метрологического контроля, прокуратуры, проведения оперативно – розыскных мероприятий, следствия, дознания. Не применяются его положения к контролю за безопасностью движения, экологической безопасности и санэпидблагополучия на железнодорожном транспорте, при контроле за использованием атомной энергии, соблюдением государственной тайны, за опасными и режимными объектами, расследованию несчастных случаев на производстве.


Порядок проведения проверок при наличии признаков налоговых преступлений.


Известно, что больше всего хлопот работодателям создают проверки правильности отчисления налогов и сборов. Названной выше Инструкцией МВД России упорядочен порядок проведения таких проверок.

Анализируя Инструкцию, закон «О милиции», работодателю при посещении проверяющими предприятия следует обращать внимание на то, что она может проводиться при наличии следующих условий:

1. Должны быть достаточные основания, указывающие на признаки преступлений в этой сфере;

2. Проверяющий (проверяющие) должны представить постановление по прилагаемой к Инструкции форме о проведении проверки;

3. Такое постановление может вынести и подписать только специально уполномоченные приказом Министра внутренних дел должностные лица этого министерства. Применительно к УрФО и Свердловской области к ним относятся: начальник ГУВД по УрФО, его первый заместитель, заместитель по экономической безопасности, начальник оперативно – розыскного бюро по налоговым преступлениям, начальник ГУВД Свердловской области, его первый заместитель, его заместитель по экономической безопасности и начальник управления по налоговым преступлениям ГУВД области. Подписи этих лиц должны быть удостоверены печатью названных органов.

4. Проверки могут проводить только сотрудники подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям (не участковые, постовые милиционеры, не сотрудники милиции общественной безопасности). Звание, должность и фамилии этих лиц должны быть указаны в постановлении, как и конкретные проверочные действия, на которые они уполномочены. Разумеется, следует потребовать и предъявление удостоверения. С этим постановлением работодатель должен быть ознакомлен под роспись.

5. Срок проверки – не более 30 дней. Причем, очень важно, что срок исчисляется не с момента, когда проверяющий соизволил появиться в организации, а с даты вынесения постановления о проверке. Окончанием проверки является день подписания акта о её проведении.

6. Такая проверка обязательно завершается составлением акта по утвержденной форме, один из экземпляров которого вручается представителю проверяемой организации. Надо отметить, что акт составляется и тогда, когда нарушений не выявлено.

7. Представитель проверяемой организации вправе присутствовать при проверке и это право ему должно быть разъяснено под роспись.

При проверке могут изыматься документы или их копии в присутствии двух понятых с составлением соответствующего протокола об изъятии и полной описи изымаемых документов. В таком же порядке могу изыматься для экспертизы образцы сырья, продукции, товаров.

Очень важно отметить, что если изымаются подлинные документы, то с них проверяющими должны быть сняты копии, заверены и не позднее, чем в пять дней после изъятия переданы представителю проверяемой организации, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия (п.11 ст.25 закона «О милиции»).

Ну и, наконец, действия органов милиции при проведении проверок могут быть обжалованы вышестоящему органу внутренних дел, прокурору или в суд.

 

 

 
На главную Поиск