Сегодня 17.10.2017
Главная / Решения / Решения президиума / Выступление Романовича В.Н. на президиуме по трудовому законодательству
Выступление Романовича В.Н. на президиуме по трудовому законодательству

Тезисы выступления заместителя директора СМПСО Романовича В.Н. на расширенном заседании президиума 25 августа 2010 года.

Уважаемые коллеги!

Вы только что заслушали выступление руководителя Госинспекции труда, где отражены цифры и факты, характеризующие состояние трудового законодательства в области и в машиностроительном комплексе. В выступлениях представителя профсоюзов изложены их замечания со стороны работников. К сожалению, фактов нарушений немало и на машиностроительных предприятиях. Иногда причиной этого является незнание законодательства, иногда его прямое нарушение, а в ряде случаев и недостатки самого трудового законодательства, позволяющие по разному трактовать его положения.

В целях расширения правовых знаний, Союзом постоянно информируются его члены о последних изменениях законодательства, обобщаются предложения по его совершенствованию. В сентябре прошлого года совместно с Союзом оборонных отраслей проведен семинар по трудовому законодательству для работников кадровых, экономических и юридических служб предприятии, на котором присутствовало около 80 человек. Такая работ будет продолжаться, в розданных членам президиума материалах на последней странице указаны координаты и порядок получения юридической помощи от дирекции Союза.

Финансовый кризис обострил проблемы применения законодательства, определил наиболее узкие места в его применении. Так, необходимо срочно вводить режим неполного рабочего времени, а работников нужно об этом известить за 2 месяца, срок неполного рабочего времени ограничен шестью месяцами, а если нужно больше? Необходимо произвести оптимизацию производства, в том числе и сокращение численности, но опять таки работников надо известить за 2 месяца, выходные пособия, (за три месяца, или пять месяцев), выплачиваемые при этом, еще более усугубляют финансовое положение предприятия. Уже нарушение. Сложное финансовое положение влечет и такое нарушение законодательства, как задержки выплаты зарплаты, отсутствие прибыли препятствует увеличению её уровня.

В настоящее время экономика выправляется. Индекс промышленного производства в первом полугодии возрос и составил 110% к уровню прошлого года, прибыль предприятий составила 189% к тому же периоду. В итоге, сумма задержанной заработной платы снизилась с 35 млн.руб. в январе до 5 млн. руб в августе, среднемесячная заработная плата работников составила в июне 19725 рублей, в июне 2009 года она была 17979 рублей.

Говоря о других проблемных вопросах применения законодательства можно ещё отметить следующее. По разному трактуется содержание минимального размера оплаты труда, что в него включать, что нет, в этом вопросе запутались даже Конституционный и Верховный суд РФ, вынося прямо противоречивые решения. По нашему мнению, чрезмерно высок уровень выходных пособий при сокращении штата. Непонятен ряд обязательств работодателей о письменном предупреждении работников при наступлении ряда событий. Не урегулированы вопросы применения заемного труда, применения труда иностранных граждан. Отсутствует ответственность профсоюзов и органов власти за неисполнение соглашений, она установлена только для работодателей и их объединений. Нет ответственности собственника за нарушения законодательства на принадлежащем ему предприятии, отвечает только директор, который выполняет волю собственника, в том числе и нарушая законодательство. (расшифровать на примере распределения прибыли).

Готовятся новации в трудовое законодательство, к ряду которых нужно отнестись внимательнее, давать наши предложения. В частности, у законодателей есть желание отменить все льготы за работу во вредных и опасных условиях труда. Но для этого нужно убрать все «вредности и опасности» на производстве, что одномоментно осуществить невозможно, это повлечет значительные затраты работодателей. Вместе с тем, по ряду производств и профессий вредности по сути убраны, а льготы предоставлять нужно, поскольку они находятся в соответствующих Списках, Перечнях. По нашему мнению, такую работу начинать нужно, начинать с пересмотра этих перечней, льготы предоставлять на основе аттестации рабочих мест. Кстати по аттестации. Большинству членов Союза направлены проекты документов по аттестации с поправками СоюзМашРоссии, просим их рассмотреть и направить в СоюзМашРоссии, адрес в письме есть.

По сообщениям прессы в Госдуму уже внесен законопроект об увеличении срока исковой давности для оспаривания работником своих трудовых прав: по трудовым спорам увеличивается срок обращения с 3 месяцев до 1 года, по спорам о законности увольнения – с 1 месяца до 3 месяцев. Это значительно увеличит материальную ответственность работодателя.

Словом, совершенствовать Трудовой кодекс нужно, ряд предложений у Вас на руках имеется, просьба их дополнить, в том числе и в Ваших выступлениях при обсуждении вопроса, с тем, чтобы дирекция Союза смогла их обобщить и направить в Законодательное Собрание Свердловской области для вхождения с законодательной инициативой по изменениям в ТК в Федеральное Собрание РФ.

Теперь о трехсторонних соглашениях. В 2006 году в статью 5 ТК внесли изменения, в соответствии с которыми трехсторонние соглашения и коллективные договоры отнесены к законодательным актам о труде и за их нарушения наступает такая же ответственность, как и за нарушения ТК. Поэтому нужно внимательнее относиться к их заключению, не брать заведомо невыполнимые обязательства, помня об ответственности.

Несколько слов об областном трехстороннем соглашении. Вариант Федерации профсоюзов уже представлен и мы готовим свои замечания по нему. В тоже время, комитет по социальному партнерству СОСПП (председатель А.В.Сысоев) подготовил свой вариант соглашения. Этот вариант соглашения мы выслали всем членам президиума, чтобы можно было высказать наше коллективное мнение по поводу этого проекта.

Что касается моего мнения, как специалиста многократно участвовавшего в разработке подобных соглашений, то оно следующее.

В проекте проводится мысль, что все соглашения и коллективные договоры должны иметь в основе Генеральное соглашение. Это полностью противоречит ст.41 и 46 ТК, где говорится что стороны соцпартнерства свободны в выборе структуры и содержания коллективных договоров и соглашений. Отсутствуют конкретные обязательства сторон, что делает соглашение безликим, безадресным и расплывчатым. Вводятся новые понятия, (амортизационная группа, амортизационная премия) решение о которых находится в ведении федеральных властей. Введен раздел о северных территориях Свердловской области, который в данном соглашении неуместен, поскольку по законодательству такие территории в области не определены. Почему то вводится обязательство повышать роль Российской трехсторонней комиссии, а почему не нашей, областной? Ряд положение закрепляет то, что уже есть в ТК.

Структура проекта коренным образом отличается от заключаемых ранее, что нарушает годами складывающееся в трудных переговорах социальное партнерство в области.

Ожидаем, что в Ваших выступлениях вы выскажете свою позицию и мы примем решение по данному вопросу. Наши предложения в розданных материалах так же имеются.

Информирую по нашему областному отраслевому соглашению на 2011-2012. Проект готовится, в ближайшее время он будет выслан вам для предложений.

Поскольку мы являемся объединением работодателей, то проект предложений больше касается их интересов, в то же время, эти предложения устраняют те проблемные вопросы, которые встают при применении Трудового кодекса, не ущемляя интересы работников.

 
На главную Поиск