Сегодня 15.12.2017
Главная / Информация о Союзе / документы / Предложение по смягчению кризиса
Предложение по смягчению кризиса

Предложения СМПСО
по смягчению ситуации, связанной с финансовым и экономическим
кризисом и изменению действующего законодательства.

Мониторинг и анализ сложившейся ситуации, показывает, что все больше предприятий гражданского машиностроения в связи с финансово-экономическим кризисом испытывают финансовые, сбытовые, производственные и социальные трудности.

Проблемы предприятий выражаются

  • - в отказе потребителей и заказчиков оплачивать произведенную и отгруженную по заключенным договорам продукцию и авансировать выполнение работ с длительным производственным циклом
  • - в снижении спроса на продукцию и предложениях заказчиков расторгнуть договора поставки на IV кв. 2008 г. и на 2009 г. - в отказе банков производить переоформление кредитных договоров на пополнение оборотных средств
  • - в снижении банками установленных лимитов кредитования и удлинении сроков оформления кредитов - в резком увеличении процентных ставок (до 20% и выше) на перезаключаемые кредитные договоры.

В результате на целом ряде предприятий:

  • - сокращаются объемы производства ( ОАО «Пневмостроймашина», ОАО «Уралмаш», ЗАО «Екатеринбургские лесные машины», ОАО «Уралбурмаш» и ряд других)
  • - приостановлена закупка сырья и материалов (ЗАО «Региональный центр листообработки», ЗАО «Уралэлектромаш» и другие) - вводится сокращенная (3-4 дневная) рабочая неделя и сокращенный (до 6-7 часов) рабочий день (ЗАО «Полевской машиностроительный завод», ОАО «Ирбитский автоприцепный завод» и другие)
  • - задерживается выплата зарплаты (ЗАО «Баранчинский электромеханический завод им. Калинина», ОАО «Уралмаш», ЗАО «Уральский турбинный завод» и другие).
  • - готовятся сокращения персонала (на большинстве предприятий) - приостановление реализации инвестпроектов и социально-значимых программ.(Группа компаний «РЭЛТЭК» и практически большинство предприятий отрасли).
  • Взаимные неплатежи и недоступность кредитных ресурсов обусловят сворачивание производства и срыв налоговых платежей. Задержки выплаты зарплаты и массовые сокращения персонала приведут к нарастанию социальной напряженности.

Считаем необходимым принятие следующих мер по государственному регулированию финансово-кредитной сферы, налогового и трудового законодательства с изменением соответствующих правовых норм и включение их в решение годового собрания:

1. по восстановлению финансово-кредитных функций банковской системы

  • 1.1. Ввести под контролем органов государственной власти обязательные для финансово-кредитных учреждений требования по сохранению ранее установленных для предприятий реального сектора экономики лимитов кредитования.
  • 1.2. Заменить аукционную систему выдачи Центральным Банком РФ кредитов финансово-кредитным учреждениям на предоставление заемных средств по фиксированным процентным ставкам. Ограничить максимально допустимую процентную ставку, применяемую коммерческими банками для предоставления кредитов предприятиям реального сектора экономики.
  • 1.3. Ввести обязательную норму доли кредитов, предоставляемых коммерческими банками для предприятий реального сектора экономики - не менее 80 процентов средств, поступающих от ЦБ РФ.
  • 1.4. Установить государственный контроль над расходованием банками средств, поступающих из Стабфонда и ЦБ РФ, с определением конкретных объемов кредитования предприятий реального сектора экономики.
  • 1.5. Предложить финансово-кредитным учреждениям заключать договоры кредитования и перекредитования с сохранением ранее согласованных процентных ставок на срок не менее 1 года.
  • 1.6. Пролонгировать сроки возврата (с 5 недель до 1 года) уже предоставленных региональным финансово-кредитным учреждениям финансовых средств ЦБ РФ, полученным по системе беззалоговых кредитных аукционов.
  • 1.7. Внести изменения в банковское законодательство, регулирующее условия предоставления кредитных ресурсов без существенного повышения резервов финансово-кредитных учреждений, создаваемых под кредитные риски. Создание резервов ведет к уменьшению капиталов банков, что сказывается на пересчете всех нормативов кредитования (процентная ставка по кредитам, срок кредитования, максимальный размер кредитной линии).
  • 1.8. Ужесточить контроль за соблюдением финансово-кредитными учреждениями с участием иностранного капитала банковского законодательства в части вывода валютных средств за пределы Российской Федерации.
  • 1.9. Предусмотреть в федеральном бюджете на очередной финансовый период целевые средства на кредитование системообразующих отраслей и предприятий.
  • 1.10. Установить порядок финансирования оборотных средств предприятий машиностроительного комплекса в виде государственной целевой антикризисной программы.
  • 1.11. Предусмотреть предоставление гарантий государства в случае банкротства финансово-кредитных учреждений, на счетах которых находятся средства предприятий для выплаты заработной платы

2. по обеспечению платежеспособного спроса и сбыта отечественной машиностроительной продукции

  • 2.1. Внести дополнения в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О госзакупках» в части квотирования доли оборудования, приобретаемого у отечественных товаропроизводителей при соответствующем обеспечении качественных параметров.
  • 2.2. Увеличить объем Гособоронзаказа. Осуществить окончательный расчет за выполнение Гособоронзаказа на 2008 год независимо от состояния фактического исполнения договоров. Провести конкурсы на заключение контрактов по Гособоронзаказу на 2009 год с их последующим авансированием в размере не менее 70%. В контрактах, касающихся выполнения Гособоронзаказа, установить дефлятор цен на 2009 год на уровне инфляции, достигнутой по предыдущему году или на уровне ожидаемой по 2009 году. Ускорить введение 3-летней системы планирования Гособоронзаказа с возможностью авансирования исполнителей контрактов в рамках трехлетнего бюджета.
  • 2.3. Предложить крупнейшим потребителям машиностроительной продукции (нефтегазовому сектору, Российским железным дорогам) не снижать темпы реализации намеченных инвестиционных программ, обеспечить платежеспособный спрос на машиностроительную продукцию.
  • 2.4. Ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов государственного значения «Урал промышленный – Урал полярный», нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан», «Северо-Европейский газопровод», «Балтийская трубопроводная система», развитие ТрансСиба, строительство атомных электростанций, дорог, что обеспечит увеличение спроса на машиностроительную продукцию.
  • 2.5. Законодательно закрепить отечественные промышленные предприятия в качестве головных исполнителей государственного системообразующего заказа на реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов (инфраструктурное строительство, реализация проекта по подготовке Сочи к олимпиаде и др.)
  • 2.6. Внести изменения в ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О госзакупках» в части отмены требований по обеспечению обязательств при размещении государственного контракта, что упростит участие предприятия в тендере и исключит необходимость привлечения банковских гарантий.

3. по совершенствованию тарифной защиты машиностроительных предприятий

  • 3.1. Ввести заградительные пошлины (на уровне 40-50%) на ввоз в Россию машиностроительной продукции, которая напрямую конкурирует с отечественными аналогами.
  • 3.2. Ввести мораторий на рост тарифов на энергоносители (электроэнергию, теплоэнергию, газ), транспортные перевозки и плату за землю.
  • 3.3. Предусмотреть возможность частичных отсрочек до июля 2009 года по платежам предприятий реального сектора экономики за услуги естественных монополий.

4. по внедрению механизмов, позволяющих обеспечить доступность финансовых ресурсов для предприятий реального сектора экономики

  • 4.1. Разработать схему, предусматривающую выкуп государством в лице уполномоченного органа у финансово-кредитных учреждений кредитов предприятий реального сектора экономики.
  • 4.2. Провести прямой выкуп кредитов предприятий реального сектора экономики за счет средств Стабфонда и ЦБ РФ на возвратной основе. Срок возврата кредитных обязательств предприятий установить не менее чем 2 года.
  • 4.3. Установить контроль над расходованием региональными банками и филиалами федеральных банков в Свердловской области средств, поступающих из Стабфонда и ЦБ РФ, с определением конкретных объемов кредитования предприятий реального сектора экономики на основе критериев для предоставления адресной помощи и величины просроченной кредиторской задолженности перед финансово-кредитными учреждениями.
  • 4.4. Разработать критерии определения субъектов реального сектора экономики для предоставления адресной помощи на основе финансовой устойчивости и социальной значимости предприятия для муниципального образования и региона в целом.

5. по приостановлению отдельных норм налогового законодательства, федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

  • 5.1. Приостановить полномочия налоговых органов по аресту текущих счетов предприятий и возможности изъятия выручки со счетов предприятия для погашения просроченной задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды (в первую очередь в отношении финансовых средств, предназначенных для выплаты заработной платы).
  • 5.2. Приостановить действие норм федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся оснований для инициирования процедуры банкротства.
  • 5.3. Снизить ставку НДС с 18 до 12 % (или произвести временное снижение ставки НДС сроком на 2 года). Отменить взимание НДС с предоплаты. Изменить механизм взимания и возврата НДС (уплата по факту и сокращение сроков возврата до месяца).
  • 5.4. Изменить порядок начисления и уплаты налоговых платежей по оплаченной и поставленной продукции
  • 5.5. Предоставить отсрочки по уплате налогов, поступающих в федеральный бюджет, а также рассрочки по авансовым платежам до сроков их фактического исполнения, в т.ч. с отменой начисления пени на авансовые платежи
  • 5.6. Приостановить действия норм налогового кодекса в части начисления пени на просроченную задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

6. по пересмотру социально-трудовых отношений

  • 6.1. Войти в Федеральное Собрание Российской Федерации с законодательной инициативой по изменению (или приостановлению действия) статьи 236 Трудового кодекса в части отмены выплаты компенсации за задержку выплаты заработной платы при отсутствии вины работодателя.

7. по снижению административных функций государства

  • 7.1. Приостановить действия предписаний Ростехнадзора в части реализации проектов по промышленной и технологической безопасности.
  • 7.2. Упростить процедуру регистрации объектов недвижимого имущества в целях оперативного оформления залоговой документации для получения предприятиями реального сектора экономики кредитных ресурсов.


8. по стабилизации фондового рынка

  • 8.1. Рассмотреть возможность покупки государством акций в уставных капиталах предприятий реального сектора экономики в условиях резкого падения их котировок.


Директор Союза А.В.Бухмастов


 
На главную Поиск